Что нужно знать, когда учишься танцевать?
(499) 391-68-24Позвони и запишись!

Что нужно знать, когда учишься танцевать?

Люди приходят в сальсу разными путями. У кого-то за спиной богатое танцевальное прошлое: высокий класс в спортивно-бальных, или сотни успешных сценических выступлений. Кто-то занимался спортом, имеет прекрасную координацию движений и теперь лишь осваивает музыкальность. Кто-то играет на гитаре или другом инструменте и учится выражать музыку не только музыкой, но еще и движениями. А для кого-то уроки по сальсе, это еще и первые попытки владеть своим телом, слышать ритм и совмещать это все вместе.

Одни учатся очень быстро, другим требуется много времени и усердия, чтобы хотя бы не наступать партнеру на ногу. Но каждому из нас приходится сталкиваться порой с тем, что та или иная штука в сальсе не удается.


Различия между практикой и теорией

Даже если вам повезло и вам достался самый доходчивый из преподавателей, который объясняет и разжевывает каждую мелочь – это еще вовсе не гарантия, что все фигуры и взаимодействия в танце у вас получатся сразу. Вот смотришь на преподавателя, слушаешь его. Кажется что ну уже все-все понятно. Потом начинаешь делать, а выходит совсем не то.

Это может злить. Страшно злить. Мы начинаем усовещивать себя: «Ну ведь они это делают? Я понимаю, как они это делают! Пора бы уже и мне самому это сделать!». Или же начинаем корить себя за ошибки, грустить, впадать в депрессию. Но вместо этого нам нужно просто понять разницу между теоретической и практической составляющими танца.

Изучение чего-то нового по определению подразумевает, что мы это делать прежде не умели. Так стоит ли злиться на себя за то, что новое не удалось с первой же попытки? Обучение – это процесс, который требует времени. Особенно, когда мы учим что-то такое сложное, как сальса.


Различия между знаниями и умениями

Есть разница между умением что-то делать и пониманием того, как именно вы это делаете. На ум сразу же приходит бородатый анекдот про бородатого же профессора:

Студент спросил учителя: «Профессор, вы когда спите, бороду на одеяло кладете, или под одеяло прячете?» Через три дня он встретил злого и измученного преподавателя. У того были красные глаза и мешки под глазами: «Вот зараза ты, студент, мне теперь и так и так спать неудобно».

Шутки шутками, но далеко не всегда мы понимаем то, что умеем делать. Если вас спросят, как сложить из тетрадного листка самолетик, то вы наверняка сможете это показать. Школьные годы не прошли даром – изведенные на самолетики тетрадки дают о себе знать.

Но попробуйте написать инструкцию по складыванию самолетиков без картинок, или попытайтесь объяснить кому-то это по телефону, как вы поймете, что не особенно хорошо представляете себе процесс. Все эти фразочки: «А теперь согните лист по линии, начинающейся в паре сантиметров от угла предыдущего сгиба и проходящей наискосок с таким расчетом, чтобы разделить противоположную сторону на два неравных отрезка с соотношением длин два к трем...» – поверьте, для человека, который сам прежде самолетики не складывал, ваша инструкция не только бесполезна, но еще и вредна.

Ваши преподаватели и прочие примеры для подражания – они умеют танцевать. Но далеко и не всегда и не всё могут выразить словами. Теми словами, которые будут понятны именно вам. И это не проблема преподавателей – так устроен мир. Поверьте, когда вы сами подучитесь как следует и попробуете передать свои навыки начинающим танцорам, те тоже будут хлопать глазами в ответ на ваши монологи.

В танце далеко не все можно объяснить словами.

Впрочем, справедлива и обратная ситуация. Когда преподавателю удается точно и доступно объяснить что-то новенькое, ваш мозг говорит: «Отлично, я все понял». Вы начинаете двигаться, но тело вас не слушается. Теперь вы знаете, как это сделать. Но еще не умеете.


Координация движений

Далеко не все из нас имеют спортивное или танцевальное прошлое. Многие приходят в сальсу и сталкиваются с тем, что просто-напросто не умеют двигаться. Ну то есть все мы умеем ходить, есть суп ложкой и чатиться в интернетиках. Но все же в нашем теле полно мышц и даже целых суставов, которые мы толком не используем. Точнее - не использовали до того, как начали танцевать.

А ведь каждый раз, заходя в танцевальный класс, приходится узнавать о новых возможностях своего тела. Позже вам будет казаться странным, что раньше вы об этом не знали. Но сейчас лишь немое удивление: «Как они так двигаются?»

Помимо освоения непостредственно фигур и движений сальсы, нам приходится приучать свой мозг управлять теми «степенями свободы» нашего тела, о которых мозг подзабыл за ненадобностью.

У всех людей есть мышцы, с помощью которых можно шевелить ушами. Вот только шевелить ушами могут далеко не все. С тех пор, как наши предки вышли из пещер и перестали прислушиваться к хрусту веток под лапами хищников, это умение утратило практический смысл. Мозг многих людей не помнит, как управлять ухом. Вот только помимо «ушных мышц» есть и много других, которые в повседневной жизни офисного работника почти не используются, а в танце от них зависит многое.


Мышечная память

Если вы много работаете за компьютером, то наверняка владеете «слепым десятипалым методом набора» - то есть можете набирать текст не глядя на клавиатуру и используя все пальцы обоих рук. Современному человеку приходится набирать массу нужных и не нужных текстов, и быстрый набор экономит время.

Но зайдите в ближайшее отделение «Почты России» и посмотрите на операционистку: она смотрит то в бумажку, то на клавиатуру, и каждый раз заново ищет средним пальцем правой руки незнакомые ей закорючки буквы.

Оба примера  тесно связаны как с психологическими привычками, так и с мышечной памятью. Только первый пример – это полезные привычки и полезная мышечная память. А второй – пример того, как человек, не решившийся однажды потратить силы на освоение грамотного метода набора, усложнил себе жизнь на годы вперед.

То же самое происходит и в танцах. На первых порах ученики «рвутся в бой». Им хочется поскорее выучить те классные фигуры, которые они видели на Youtube. И если они поспешат и не доучат до автоматизма базовые движения, то всю оставшуюся жизнь будут напоминать неуклюжую операционистку. А вот те, кто позволил преподавателям снова и снова поправлять свой основной шаг и внимательно прислушивался к замечаниями, приобретает правильные танцевальные привычки, которые будут помогать ему в дальнейшем обучении.


Обратная связь

Сальса - это социальный танец. Мы понимаем, что отношение к нам в сальса-тусовке во многом зависит от того, как мы танцуем. Это давит на начинающего танцора. Он постоянно прислушивается к отзывам партнерш/партнеров на занятиях, переживает из-за замечаний преподавателей или более опытных танцоров.

Обратная связь – это хорошо и полезно. Главное не зацикливаться на негативе. А так часто и происходит. Начинающий танцор близко к сердцу воспринимает малейшее замечание или немой укор в глазах опытных товарищей. Он злится на себя, нервничает и от этого ошибается чаще.

Старайтесь слышать не только замечания, но и похвалу. Пускай поначалу хвалят вас реже, чем ругают, но ведь это только начало пути.  


Неадекватные ожидания

Признайтесь, вы сравниваете себя с другими танцорами. Такова человеческая природа и дух соревновательности не испаряется бесследно даже в соушале. При этом глаз на вечеринках и фестивалях цепляется за самых крутых танцоров: звезд и преподавателей. Очевидно, что сравнения себя с ними происходят не в вашу пользу, от чего порой опускаются руки.

Но стоит ли сравнивать свои умения после нескольких недель занятий с умениями тех фанатиков сальсы, которые посвятили ей всю свою жизнь? Можно восхищаться их танцем. Можно и нужно стремиться к нему. Но чего уж точно делать не стоит, так это переживать из-за того, что вы не можете их «уделать».

Не надо угнетать себя мыслью: «Я никогда не смогу танцевать как они». Хотите себя с кем-нибудь сравнить? Будьте реалистом, оглянитесь на тех людей, которые начинали вместе с вами. А еще лучше – загляните в группу более позднего набора – там вы поймете, как много уже умеете и делаете легко и непринужденно из того, что у начинающих вызывает лишь мучительные гримасы на лице.


И что с этим делать?

Прочитать, принять и не переживать. Не стоит спешить с крутыми фигурами. Не стоит ругать себя за неумение выполнить простейшие вещи. Всему этому нужно учиться. И даже если у кого-то обучение проходит полегче, чем у вас - это не повод для нервного срыва.

Уделяйте больше времени практике. Не бросайте изучение фигуры, если она не получась с первого или даже десятого раза. И постарайтесь не заучить неправильные движения: занимаясь под присмотром педагога и регулярно спрашивая его о том, как преодолеть возникнувшие сложности, вы сможете выучить любую, даже самую сложную, фигуру. И пускай на ее изучение уйдет не пять минут, а целый час или даже неделя – спешка полезна лишь при ловле блох.

Даже те звезды, которых вы боготворите, продолжают учиться. Так учитесь и вы. Получайте удовольствие от процесса, ведь здесь нет «дедлайна», к которому стоит торопиться. Развивайтесь в том темпе, который подходит именно вам. И сами того не заметите, как быстро станете прекрасным танцором.

Д. Иванов,
специально для www.smdance.ru

ОТЗЫВЫ НАШИХ ЛЮБИМЫХ УЧЕНИКОВ:

Возможно, вас заинтересует: